Структура программы


Инструкции
Программа на С++ состоит из набора инструкций. Каждая инструкция (statement) выполняет определенное действие. В конце инструкции в языке C++ ставится точка с запятой (;). Данный знак указывает компилятору на завершение инструкции. Например:

std::cout << "Hello World!";
Данная строка выводит на консоль строку "Hello world!", является инструкцией и поэтому завершается точкой с запятой.

Набор инструкций может представлять блок кода. Блок кода заключается в фигурные скобки, а инструкции помещаются между открывающей и закрывающей фигурными скобками:

{
std::cout << "Hello World!";
std::cout << "Bye World!";
}
В этом блоке кода две инструкции, которые выводят на консоль определенную строку.

Функция main
Каждая программа на языке С++ должна иметь как минимум одну функцию - функцию main(). Именно с этой функции начинается выполнение приложения. Ее имя main фиксировано и для всех программ на Си всегда одинаково.

Функция также является блоком кода, поэтому ее тело обрамляется фигурными скобками, между которыми определяется набор инструкций.

В частности, при создании первой программы использовалась следующая функция main:

#include <iostream> // подключаем заголовочный файл iostream

int main() // определяем функцию main
{ // начало функции
std::cout << "Hello World!"; // выводим строку на консоль
return 0; // выходим из функции
} // конец функции
Определение функии main начинается с возвращаемого типа. Функция main в любом случае должна возвращать число. Поэтому ее определение начинается с ключевого слова int.

Далее идет название функции, то есть main. После названия в скобках идет список параметров. В данном случае функция main не принимает никаких параметров, поэтому после названия указаны пустые скобки. Однако есть другие варианты определения функции main, которые подразумевыют использование параметров. В частности, нередко может встречаться следующее определение функции main, использующей параметры:

1
2
3
4
int main (int argc, char *argv[])
{

}
И после списка параметров идет блок кода, который и содержит в виде инструкций собственно те действия, выполняемые функцией main.

Директивы препроцессора
В примере выше на консоль выводится строка, но чтобы использовать вывод на консоль, необходимо в начале файла с исходным кодом подключать библиотеку iostream с помощью директивы include.

Директива include является директивой препроцессора. Каждая директива препроцессора размещается на одной строке. И в отличие от обычных инструкциий языка C++, которые завершаются точкой с запятой ; , признаком завершения препроцессорной директивы является перевод на новую строку. Кроме того, директива должна начинаться со знака решетки #. Непосредственно директива "include" определяет, какие файлы и библиотеки надо подключить в данном месте в код программы.

Комментарии
Исходный код может содержать комментарии. Комментарии позволяют понять смыл программы, что делают те или иные ее части. При компиляции комментарии игнорируются и не оказывают никакого влияние на работу приложения и на его размер.

В языке C++ есть два типа комментариев: однострочный и многострочный. Однострочный комментарий размещается на одной строке после двойного слеша //:

#include <iostream> // подключаем библиотеку iostream

int main() // определяем функцию main
{ // начало функции
std::cout << "Hello World!"; // выводим строку на консоль
return 0; // выходим из функции
} // конец функции
Многострочный комментарий заключается между символами /* текст комментария */. Он может размещаться на нескольких строках. Например:


#include <iostream>
/*
Определение функции Main
Выводит на консоль строку Hello World!
*/
int main()
{
std::cout << "Hello World!"; // вывод строки на консоль
return 0;
}