FileStream. Чтение и запись файла


Класс FileStream представляет возможности по считыванию из файла и записи в файл. Он позволяет работать как с текстовыми файлами, так и с бинарными.

Создание FileStream
Для создания объекта FileStream можно использовать как конструкторы этого класса, так и статические методы класса File. Конструктор FileStream имеет множество перегруженных версий, из которых отмечу лишь одну, самую простую и используемую:

FileStream(string filename, FileMode mode)
Здесь в конструктор передается два параметра: путь к файлу и перечисление FileMode. Данное перечисление указывает на режим доступа к файлу и может принимать следующие значения:

Append: если файл существует, то текст добавляется в конец файл. Если файла нет, то он создается. Файл открывается только для записи.

Create: создается новый файл. Если такой файл уже существует, то он перезаписывается

CreateNew: создается новый файл. Если такой файл уже существует, то приложение выбрасывает ошибку

Open: открывает файл. Если файл не существует, выбрасывается исключение

OpenOrCreate: если файл существует, он открывается, если нет - создается новый

Truncate: если файл существует, то он перезаписывается. Файл открывается только для записи.

Другой способ создания объекта FileStream представляют статические методы класса File:

FileStream File.Open(string file, FileMode mode);
FileStream File.OpenRead(string file);
FileStream File.OpenWrite(string file);
Первый метод открывает файл с учетом объекта FileMode и возвращает файловой поток FileStream. У этого метода также есть несколько перегруженных версий. Второй метод открывает поток для чтения, а третий открывает поток для записи.

Закрытие потока
Класс FileStream для освобождения всех реусрсов, связанных с файлом, реализует интерфейс IDisposable. Соответственно после завершения работы с FileStream необходимо освободить связанный с ним файл вызовом метода Dispose. Для корректного закрытия можно вызвать метод Close(), который вызывает метод Dispose:

FileStream? fstream = null;
try
{
fstream = new FileStream("note3.dat", FileMode.OpenOrCreate);
// операции с fstream
}
catch(Exception ex)
{ }
finally
{
fstream?.Close();
}
Либо можно использовать конструкцию using, которая автоматически освободит все связанные с FileStream ресурсы:

using (FileStream fstream = new FileStream("note3.dat", FileMode.OpenOrCreate))
{
// операции с fstream
}
Свойства и методы FileStream
Рассмотрим наиболее важные свойства класса FileStream:

Свойство Length: возвращает длину потока в байтах

Свойство Position: возвращает текущую позицию в потоке

Свойство Name: возвращает абсолютный путь к файлу, открытому в FileStream

Для чтения/записи файлов можно применять следующие методы класса FileStream:

void CopyTo(Stream destination): копирует данные из текущего потока в поток destination

Task CopyToAsync(Stream destination): асинхронная версия метода CopyTo

void Flush(): сбрасывает содержимое буфера в файл

Task FlushAsync(): асинхронная версия метода Flush

int Read(byte[] array, int offset, int count): считывает данные из файла в массив байтов и возвращает количество успешно считанных байтов. Принимает три параметра:

array - массив байтов, куда будут помещены считываемые из файла данные

offset представляет смещение в байтах в массиве array, в который считанные байты будут помещены

count - максимальное число байтов, предназначенных для чтения. Если в файле находится меньшее количество байтов, то все они будут считаны.

Task<int> ReadAsync(byte[] array, int offset, int count): асинхронная версия метода Read

long Seek(long offset, SeekOrigin origin): устанавливает позицию в потоке со смещением на количество байт, указанных в параметре offset.

void Write(byte[] array, int offset, int count): записывает в файл данные из массива байтов. Принимает три параметра:

array - массив байтов, откуда данные будут записываться в файл

offset - смещение в байтах в массиве array, откуда начинается запись байтов в поток

count - максимальное число байтов, предназначенных для записи

Task WriteAsync(byte[] array, int offset, int count): асинхронная версия метода Write

Чтение и запись файлов
FileStream представляет доступ к файлам на уровне байтов, поэтому, например, если вам надо считать или записать одну или несколько строк в текстовый файл, то массив байтов надо преобразовать в строки, используя специальные методы. Поэтому для работы с текстовыми файлами применяются другие классы.

В то же время при работе с различными бинарными файлами, имеющими определенную структуру, FileStream может быть очень даже полезен для извлечения определенных порций информации и ее обработки.

Посмотрим на примере считывания-записи в текстовый файл:

using System.Text;

string path = @"C:\app\note.txt"; // путь к файлу

string text = "Hello METANIT.COM"; // строка для записи

// запись в файл
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// преобразуем строку в байты
byte[] buffer = Encoding.Default.GetBytes(text);
// запись массива байтов в файл
await fstream.WriteAsync(buffer, 0, buffer.Length);
Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}

// чтение из файла
using (FileStream fstream = File.OpenRead(path))
{
// выделяем массив для считывания данных из файла
byte[] buffer = new byte[fstream.Length];
// считываем данные
await fstream.ReadAsync(buffer, 0, buffer.Length);
// декодируем байты в строку
string textFromFile = Encoding.Default.GetString(buffer);
Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}");
}
Разберем этот пример. Вначале определяем путь к файлу и текст для записи в файл.

И при чтении, и при записи для создания и удаления объекта FileStream используется конструкция using, по завершению которой у созданного объекта FileStream автоматически вызывается метод Dispose, и, таким образом, объект уничтожается.

Поскольку операции с файлами могут занимать продолжительное время и являются узким местом в работе программы, рекомендуется использовать асинхронные версии методов FileStream. И при записи, и при чтении применяется объект кодировки Encoding.Default из пространства имен System.Text. В данном случае мы используем два его метода: GetBytes для получения массива байтов из строки и GetString для получения строки из массива байтов.

В итоге введенная нами строка записывается в файл note.txt. И мы получим следующий консольный вывод:

Текст записан в файл
Текст из файла: Hello METANIT.COM
Записанный файл по сути представляет бинарный файл (не текстовый), хотя если мы в него запишем только строку, то сможем посмотреть в удобочитаемом виде этот файл, открыв его в текстовом редакторе. Однако если мы в него запишем случайные байты, например:

fstream.WriteByte(13);
fstream.WriteByte(103);
То у нас могут возникнуть проблемы с его пониманием. Поэтому для работы непосредственно с текстовыми файлами предназначены отдельные классы - StreamReader и StreamWriter.

Произвольный доступ к файлам
Нередко бинарные файлы представляют определенную структуру. И, зная эту структуру, мы можем взять из файла нужную порцию информации или наоброт записать в определенном месте файла определенный набор байтов. Например, в wav-файлах непосредственно звуковые данные начинаются с 44 байта, а до 44 байта идут различные метаданные - количество каналов аудио, частота дискретизации и т.д.

С помощью метода Seek() мы можем управлять положением курсора потока, начиная с которого производится считывание или запись в файл. Этот метод принимает два параметра: offset (смещение) и позиция в файле. Позиция в файле описывается тремя значениями:

SeekOrigin.Begin: начало файла

SeekOrigin.End: конец файла

SeekOrigin.Current: текущая позиция в файле

Курсор потока, с которого начинается чтение или запись, смещается вперед на значение offset относительно позиции, указанной в качестве второго параметра. Смещение может быть отрицательным, тогда курсор сдвигается назад, если положительное - то вперед.

Рассмотрим простой пример:

using System.Text;

string path = "note.dat";

string text = "hello world";

using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// преобразуем строку в байты
byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(text);
// запись массива байтов в файл
fstream.Write(input, 0, input.Length);
Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
// чтение части файла
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// перемещаем указатель в конец файла, до конца файла- пять байт
fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока

// считываем четыре символов с текущей позиции
byte[] output = new byte[5];
await fstream.ReadAsync(output, 0, output.Length);
// декодируем байты в строку
string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output);
Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}"); // world
}
Вначале записываем в файл текст "hello world". Затем снова обращаемся к файла для считывания. Сначала перемещаем курсор на пять символов назад относительно конца файлового потока:

fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End)
чтение и запись файлов через FileStream в C#
То есть после выполнения этого вызова курсор будет стоять на позиции символа "w".

После этого считываем пять байт начиная с символа "w". В кодировке по умолчанию 1 символ будет представлять 1 байт. Поэтому чтение 5 байт будет эквивалентно чтению пяти сиволов: "world".

Соответственно мы получим следующий консольный вывод:

Текст записан в файл
Текст из файла: world
Рассмотрим чуть более сложный пример - с записью начиная с некоторой позиции:

using System.Text;

string path = "note2.dat";

string text = "hello world";

// запись в файл
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// преобразуем строку в байты
byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(text);
// запись массива байтов в файл
fstream.Write(input, 0, input.Length);
Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// заменим в файле слово world на слово house
string replaceText = "house";
fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока
byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(replaceText);
await fstream.WriteAsync(input, 0, input.Length);

// считываем весь файл
// возвращаем указатель в начало файла
fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin);
byte[] output = new byte[fstream.Length];
await fstream.ReadAsync(output, 0, output.Length);
// декодируем байты в строку
string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output);
Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}"); // hello house
}
Здесь также вначале записываем в файл строку "hello world". Затем также открываем файл и опять же перемещаемся в конец файла, не доходя до конца пять символов (то есть опять же с позиции символа "w"), и осуществляем запись строки "house". Таким образом, строка "house" заменяет строку "world".

Чтобы после этого считать весь файл, сдвигаем курсор на самое начало

fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin);
Консольный вывод программы:

Текст записан в файл
Текст из файла: hello house