FileStream. Чтение и запись файла
Класс FileStream представляет возможности по считыванию из файла и записи в файл. Он позволяет работать как с текстовыми файлами, так и с бинарными.
Создание FileStream
Для создания объекта FileStream можно использовать как конструкторы этого класса, так и статические методы класса File. Конструктор FileStream имеет множество перегруженных версий, из которых отмечу лишь одну, самую простую и используемую:
FileStream(string filename, FileMode mode)
Здесь в конструктор передается два параметра: путь к файлу и перечисление FileMode. Данное перечисление указывает на режим доступа к файлу и может принимать следующие значения:
Append: если файл существует, то текст добавляется в конец файл. Если файла нет, то он создается. Файл открывается только для записи.
Create: создается новый файл. Если такой файл уже существует, то он перезаписывается
CreateNew: создается новый файл. Если такой файл уже существует, то приложение выбрасывает ошибку
Open: открывает файл. Если файл не существует, выбрасывается исключение
OpenOrCreate: если файл существует, он открывается, если нет - создается новый
Truncate: если файл существует, то он перезаписывается. Файл открывается только для записи.
Другой способ создания объекта FileStream представляют статические методы класса File:
FileStream File.Open(string file, FileMode mode);
FileStream File.OpenRead(string file);
FileStream File.OpenWrite(string file);
Первый метод открывает файл с учетом объекта FileMode и возвращает файловой поток FileStream. У этого метода также есть несколько перегруженных версий. Второй метод открывает поток для чтения, а третий открывает поток для записи.
Закрытие потока
Класс FileStream для освобождения всех реусрсов, связанных с файлом, реализует интерфейс IDisposable. Соответственно после завершения работы с FileStream необходимо освободить связанный с ним файл вызовом метода Dispose. Для корректного закрытия можно вызвать метод Close(), который вызывает метод Dispose:
FileStream? fstream = null;
try
{
fstream = new FileStream("note3.dat", FileMode.OpenOrCreate);
// операции с fstream
}
catch(Exception ex)
{ }
finally
{
fstream?.Close();
}
Либо можно использовать конструкцию using, которая автоматически освободит все связанные с FileStream ресурсы:
using (FileStream fstream = new FileStream("note3.dat", FileMode.OpenOrCreate))
{
// операции с fstream
}
Свойства и методы FileStream
Рассмотрим наиболее важные свойства класса FileStream:
Свойство Length: возвращает длину потока в байтах
Свойство Position: возвращает текущую позицию в потоке
Свойство Name: возвращает абсолютный путь к файлу, открытому в FileStream
Для чтения/записи файлов можно применять следующие методы класса FileStream:
void CopyTo(Stream destination): копирует данные из текущего потока в поток destination
Task CopyToAsync(Stream destination): асинхронная версия метода CopyTo
void Flush(): сбрасывает содержимое буфера в файл
Task FlushAsync(): асинхронная версия метода Flush
int Read(byte[] array, int offset, int count): считывает данные из файла в массив байтов и возвращает количество успешно считанных байтов. Принимает три параметра:
array - массив байтов, куда будут помещены считываемые из файла данные
offset представляет смещение в байтах в массиве array, в который считанные байты будут помещены
count - максимальное число байтов, предназначенных для чтения. Если в файле находится меньшее количество байтов, то все они будут считаны.
Task<int> ReadAsync(byte[] array, int offset, int count): асинхронная версия метода Read
long Seek(long offset, SeekOrigin origin): устанавливает позицию в потоке со смещением на количество байт, указанных в параметре offset.
void Write(byte[] array, int offset, int count): записывает в файл данные из массива байтов. Принимает три параметра:
array - массив байтов, откуда данные будут записываться в файл
offset - смещение в байтах в массиве array, откуда начинается запись байтов в поток
count - максимальное число байтов, предназначенных для записи
Task WriteAsync(byte[] array, int offset, int count): асинхронная версия метода Write
Чтение и запись файлов
FileStream представляет доступ к файлам на уровне байтов, поэтому, например, если вам надо считать или записать одну или несколько строк в текстовый файл, то массив байтов надо преобразовать в строки, используя специальные методы. Поэтому для работы с текстовыми файлами применяются другие классы.
В то же время при работе с различными бинарными файлами, имеющими определенную структуру, FileStream может быть очень даже полезен для извлечения определенных порций информации и ее обработки.
Посмотрим на примере считывания-записи в текстовый файл:
using System.Text;
string path = @"C:\app\note.txt"; // путь к файлу
string text = "Hello METANIT.COM"; // строка для записи
// запись в файл
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// преобразуем строку в байты
byte[] buffer = Encoding.Default.GetBytes(text);
// запись массива байтов в файл
await fstream.WriteAsync(buffer, 0, buffer.Length);
Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
// чтение из файла
using (FileStream fstream = File.OpenRead(path))
{
// выделяем массив для считывания данных из файла
byte[] buffer = new byte[fstream.Length];
// считываем данные
await fstream.ReadAsync(buffer, 0, buffer.Length);
// декодируем байты в строку
string textFromFile = Encoding.Default.GetString(buffer);
Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}");
}
Разберем этот пример. Вначале определяем путь к файлу и текст для записи в файл.
И при чтении, и при записи для создания и удаления объекта FileStream используется конструкция using, по завершению которой у созданного объекта FileStream автоматически вызывается метод Dispose, и, таким образом, объект уничтожается.
Поскольку операции с файлами могут занимать продолжительное время и являются узким местом в работе программы, рекомендуется использовать асинхронные версии методов FileStream. И при записи, и при чтении применяется объект кодировки Encoding.Default из пространства имен System.Text. В данном случае мы используем два его метода: GetBytes для получения массива байтов из строки и GetString для получения строки из массива байтов.
В итоге введенная нами строка записывается в файл note.txt. И мы получим следующий консольный вывод:
Текст записан в файл
Текст из файла: Hello METANIT.COM
Записанный файл по сути представляет бинарный файл (не текстовый), хотя если мы в него запишем только строку, то сможем посмотреть в удобочитаемом виде этот файл, открыв его в текстовом редакторе. Однако если мы в него запишем случайные байты, например:
fstream.WriteByte(13);
fstream.WriteByte(103);
То у нас могут возникнуть проблемы с его пониманием. Поэтому для работы непосредственно с текстовыми файлами предназначены отдельные классы - StreamReader и StreamWriter.
Произвольный доступ к файлам
Нередко бинарные файлы представляют определенную структуру. И, зная эту структуру, мы можем взять из файла нужную порцию информации или наоброт записать в определенном месте файла определенный набор байтов. Например, в wav-файлах непосредственно звуковые данные начинаются с 44 байта, а до 44 байта идут различные метаданные - количество каналов аудио, частота дискретизации и т.д.
С помощью метода Seek() мы можем управлять положением курсора потока, начиная с которого производится считывание или запись в файл. Этот метод принимает два параметра: offset (смещение) и позиция в файле. Позиция в файле описывается тремя значениями:
SeekOrigin.Begin: начало файла
SeekOrigin.End: конец файла
SeekOrigin.Current: текущая позиция в файле
Курсор потока, с которого начинается чтение или запись, смещается вперед на значение offset относительно позиции, указанной в качестве второго параметра. Смещение может быть отрицательным, тогда курсор сдвигается назад, если положительное - то вперед.
Рассмотрим простой пример:
using System.Text;
string path = "note.dat";
string text = "hello world";
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// преобразуем строку в байты
byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(text);
// запись массива байтов в файл
fstream.Write(input, 0, input.Length);
Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
// чтение части файла
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// перемещаем указатель в конец файла, до конца файла- пять байт
fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока
// считываем четыре символов с текущей позиции
byte[] output = new byte[5];
await fstream.ReadAsync(output, 0, output.Length);
// декодируем байты в строку
string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output);
Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}"); // world
}
Вначале записываем в файл текст "hello world". Затем снова обращаемся к файла для считывания. Сначала перемещаем курсор на пять символов назад относительно конца файлового потока:
fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End)
чтение и запись файлов через FileStream в C#
То есть после выполнения этого вызова курсор будет стоять на позиции символа "w".
После этого считываем пять байт начиная с символа "w". В кодировке по умолчанию 1 символ будет представлять 1 байт. Поэтому чтение 5 байт будет эквивалентно чтению пяти сиволов: "world".
Соответственно мы получим следующий консольный вывод:
Текст записан в файл
Текст из файла: world
Рассмотрим чуть более сложный пример - с записью начиная с некоторой позиции:
using System.Text;
string path = "note2.dat";
string text = "hello world";
// запись в файл
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// преобразуем строку в байты
byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(text);
// запись массива байтов в файл
fstream.Write(input, 0, input.Length);
Console.WriteLine("Текст записан в файл");
}
using (FileStream fstream = new FileStream(path, FileMode.OpenOrCreate))
{
// заменим в файле слово world на слово house
string replaceText = "house";
fstream.Seek(-5, SeekOrigin.End); // минус 5 символов с конца потока
byte[] input = Encoding.Default.GetBytes(replaceText);
await fstream.WriteAsync(input, 0, input.Length);
// считываем весь файл
// возвращаем указатель в начало файла
fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin);
byte[] output = new byte[fstream.Length];
await fstream.ReadAsync(output, 0, output.Length);
// декодируем байты в строку
string textFromFile = Encoding.Default.GetString(output);
Console.WriteLine($"Текст из файла: {textFromFile}"); // hello house
}
Здесь также вначале записываем в файл строку "hello world". Затем также открываем файл и опять же перемещаемся в конец файла, не доходя до конца пять символов (то есть опять же с позиции символа "w"), и осуществляем запись строки "house". Таким образом, строка "house" заменяет строку "world".
Чтобы после этого считать весь файл, сдвигаем курсор на самое начало
fstream.Seek(0, SeekOrigin.Begin);
Консольный вывод программы:
Текст записан в файл
Текст из файла: hello house