Применение делегатов


В прошлой теме подробно были рассмотрены делегаты. Однако данные примеры, возможно, не показывают истинной силы делегатов, так как нужные нам методы в данном случае мы можем вызвать и напрямую без всяких делегатов. Однако наиболее сильная сторона делегатов состоит в том, что они позволяют делегировать выполнение некоторому коду извне. И на момент написания программы мы можем не знать, что за код будет выполняться. Мы просто вызываем делегат. А какой метод будет непосредственно выполняться при вызове делегата, будет решаться потом.

Рассмотрим подробный пример. Пусть у нас есть класс, описывающий счет в банке:

public class Account
{
int sum; // Переменная для хранения суммы
// через конструктор устанавливается начальная сумма на счете
public Account(int sum) => this.sum = sum;
// добавить средства на счет
public void Add(int sum) => this.sum += sum;
// взять деньги с счета
public void Take(int sum)
{
// берем деньги, если на счете достаточно средств
if (this.sum >=sum) this.sum -= sum;
}
}
В переменной sum хранится сумма на счете. С помощью конструктора устанавливается начальная сумма на счете. Метод Add() служит для добавления на счет, а метод Take - для снятия денег со счета.

Допустим, в случае вывода денег с помощью метода Take нам надо как-то уведомлять об этом самого владельца счета и, может быть, другие объекты. Если речь идет о консольной программе, и класс будет применяться в том же проекте, где он создан, то мы можем написать просто:

public class Account
{
int sum;
public Account(int sum) => this.sum = sum;
public void Add(int sum) => this.sum += sum;
public void Take(int sum)
{
if (this.sum >= sum)
{
this.sum -= sum;
Console.WriteLine($"Со счета списано {sum} у.е.");
}
}
}
Но что если наш класс планируется использовать в других проектах, например, в графическом приложении на Windows Forms или WPF, в мобильном приложении, в веб-приложении. Там строка уведомления

Console.WriteLine($"Со счета списано {sum} у.е.");
не будет иметь большого смысла.

Более того, наш класс Account будет использоваться другими разработчиками в виде отдельной библиотеки классов. И эти разработчики захотят уведомлять о снятии средств каким-то другим образом, о которых мы даже можем не догадываться на момент написания класса. Поэтому примитивое уведомление в виде строки кода

Console.WriteLine($"Со счета списано {sum} у.е.");
не самое лучшее решение в данном случае. И делегаты позволяют делегировать определение действия из класса во внешний код, который будет использовать этот класс.

Изменим класс, применив делегаты:

// Объявляем делегат
public delegate void AccountHandler(string message);
public class Account
{
int sum;
// Создаем переменную делегата
AccountHandler? taken;
public Account(int sum) => this.sum = sum;
// Регистрируем делегат
public void RegisterHandler(AccountHandler del)
{
taken = del;
}
public void Add(int sum) => this.sum += sum;
public void Take(int sum)
{
if (this.sum >= sum)
{
this.sum -= sum;
// вызываем делегат, передавая ему сообщение
taken?.Invoke($"Со счета списано {sum} у.е.");
}
else
{
taken?.Invoke($"Недостаточно средств. Баланс: {this.sum} у.е.");
}
}
}
Для делегирования действия здесь определен делегат AccountHandler. Этот делегат соответствует любым методам, которые имеют тип void и принимают параметр типа string.

public delegate void AccountHandler(string message);
В классе Account определяем переменную taken, которая представляет этот делегат:

AccountHandler? taken;
Теперь надо связать эту переменную с конкретным действием, которое будет выполняться. Мы можем использовать разные способы для передачи делегата в класс. В данном случае определяется специальный метод RegisterHandler, который передается в переменную taken реальное действие:

public void RegisterHandler(AccountHandler del)
{
taken = del;
}
Таким образом, делегат установлен, и теперь его можно вызывать. Вызов делегата производится в методе Take:

public void Take(int sum)
{
if (this.sum >= sum)
{
this.sum -= sum;
// вызываем делегат, передавая ему сообщение
taken?.Invoke($"Со счета списано {sum} у.е.");
}
else
{
taken?.Invoke($"Недостаточно средств. Баланс: {this.sum} у.е.");
}
}
Поскольку делегат AccountHandler в качестве параметра принимает строку, то при вызове переменной taken() мы можем передать в этот вызов конкретное сообщение. В зависимости от того, произошло снятие денег или нет, в вызов делегата передаются разные сообщения.

То есть фактически вместо делегата будут выполняться действия, которые переданы делегату в методе RegisterHandler. Причем опять же подчеркну, при вызове делегата мы не значем, что это будут действия. Здесь мы только передаем в эти действия сообщение об успешно или неудачном снятии.

Теперь протестируем класс в основной программе:

// создаем банковский счет
Account account = new Account(200);
// Добавляем в делегат ссылку на метод PrintSimpleMessage
account.RegisterHandler(PrintSimpleMessage);
// Два раза подряд пытаемся снять деньги
account.Take(100);
account.Take(150);

void PrintSimpleMessage(string message) => Console.WriteLine(message);
Здесь через метод RegisterHandler переменной taken в классе Account передается ссылка на метод PrintSimpleMessage. Этот метод соответствует делегату AccountHandler. Соответственно там, где вызывается делегат taken в методе Account, в реальности будет выполняться метод PrintSimpleMessage.

Через параметр message метод PrintSimpleMessage получит переданное из делегата сообщение и выведет его на консоль:

Со счета списано 100 у.е.
Недостаточно средств. Баланс: 100 у.е.
Таким образом, мы создали механизм обратного вызова для класса Account, который срабатывает в случае снятия денег. Здесь мы выводим сообщение на консоль. Да, мы могли бы просто выводить сообщение на консоль и без делегатов. Однако с делегатом для класса Account не важно, как это сообщение выводится. Классу Account даже не известно, что вообще будет делаться в результате списания денег. Он просто посылает уведомление об этом через делегат.

В результате, если мы создаем консольное приложение, мы можем через делегат выводить сообщение на консоль. Если мы создаем графическое приложение Windows Forms или WPF, то можно выводить сообщение в виде графического окна. А можно не просто выводить сообщение. А, например, записать при списании информацию об этом действии в файл или отправить уведомление на электронную почту. В общем любыми способами обработать вызов делегата. И способ обработки не будет зависеть от класса Account.

Добавление и удаление методов в делегате
Хотя в примере наш делегат принимал адрес на один метод, в действительности он может указывать сразу на несколько методов. Кроме того, при необходимости мы можем удалить ссылки на адреса определенных методов, чтобы они не вызывались при вызове делегата. Итак, изменим в классе Account метод RegisterHandler и добавим новый метод UnregisterHandler, который будет удалять методы из списка методов делегата:

public delegate void AccountHandler(string message);
public class Account
{
int sum;
AccountHandler? taken;
public Account(int sum) => this.sum = sum;
// Регистрируем делегат
public void RegisterHandler(AccountHandler del)
{
taken += del;
}
// Отмена регистрации делегата
public void UnregisterHandler(AccountHandler del)
{
taken -= del; // удаляем делегат
}
public void Add(int sum) => this.sum += sum;
public void Take(int sum)
{
if (this.sum >= sum)
{
this.sum -= sum;
taken?.Invoke($"Со счета списано {sum} у.е.");
}
else
taken?.Invoke($"Недостаточно средств. Баланс: {this.sum} у.е.");
}
}
В первом методе объединяет делегаты taken и del в один, который потом присваивается переменной taken. Во втором методе из переменной taken удаляется делегат del.

Применим новые методы:

Account account = new Account(200);
// Добавляем в делегат ссылку на методы
account.RegisterHandler(PrintSimpleMessage);
account.RegisterHandler(PrintColorMessage);
// Два раза подряд пытаемся снять деньги
account.Take(100);
account.Take(150);

// Удаляем делегат
account.UnregisterHandler(PrintColorMessage);
// снова пытаемся снять деньги
account.Take(50);

void PrintSimpleMessage(string message) => Console.WriteLine(message);
void PrintColorMessage(string message)
{
// Устанавливаем красный цвет символов
Console.ForegroundColor = ConsoleColor.Red;
Console.WriteLine(message);
// Сбрасываем настройки цвета
Console.ResetColor();
}
В целях тестирования мы создали еще один метод - PrintColorMessage, который выводит то же самое сообщение только красным цветом. Ссылка на этот метод также передается в метод RegisterHandler, и таким образом ее получит переменная taken.

В строке account.UnregisterHandler(PrintColorMessage); этот метод удаляется из списка вызовов делегата, поэтому этот метод больше не будет срабатывать. Консольный вывод будет иметь следующую форму:

Со счета списано 100 у.е.
Со счета списано 100 у.е.
Недостаточно средств. Баланс: 100 у.е.
Недостаточно средств. Баланс: 100 у.е.
Со счета списано 50 у.е.