Начало работы с Swift и XCode
Для разработки под iOS нам потребуется специальная среда программирования, которая называется XCode. XCode позволяет использовать языки Swift и Objective-C для создания приложений под iOS и Mac OSX. Она является бесплатной, ее можно установить из App Store:
Установка XCode
После установки запустим XCode. По умолчанию нам открывается стартовый экран с выбором опций для создания нового проекта, а также список ранее созданных проектов:
XCode Playground
В этом окне выберем пункт Get started with a playground.
После этого надо будет указать тип проекта. Выберем первый тип проекта - Blank:
XCode playground
Далее надо будет указать, под каким именем будет сохраняться проект. Укажем в качестве имени HelloSwift и нажмем на кнопку Create:
Имя проекта в XCode Playground
И после всех этих настроек нам откроется непосредственно сама среда Playground. По сути она представляет собой текстовый редактор с окном консольного вывода, в котором мы можем потренироваться с выражениями и операциями языка Swift.
Playground в XCode
В верхней панели MacOS установится меню для управления XCode. Большую часть самого Playground будет занимать текстовый редактор, в который мы будем вводить команды языка Swift. А справа находится окно консольного вывода, где мы сможем увидеть результат введенных команд.
Удалим все из текстового редактора и введем в него следующее простейшее выражение:
1
print("Hello world!")
print() - это метод, который выводит некоторую строку. В данном случае это строка "Hello world!". И в окне консольного вывода справа мы сможем увидеть это сообщение:
Первая программа на Swift
Это довольно простой пример, но в дальнейшем мы часто будем обращаться к среде Playground в XCode при изучении языка Swift.
Структура программы
Вкратце стоит сказать пару вводных слов о структуре программы на Swift. Программа состоит из набора команд, каждая из команд называется инструкцией (statement). Например, выше мы использовали следующую инструкцию:
1
print("hello world!")
Как правило, каждая инструкция помещается на одной строке:
1
2
print("hello world!")
print("welcome to swift")
При этом надо отметить, что Swift в целом имеет си-подобный синтаксис, то есть родственен таким языкам программирования как C, C++, C#, Java, однако однострочные инструкции не завершаются точкой с запятой. Хотя это можно делать. Но если мы помещаем несколько инструкций на одной строке, например:
1
print("hello world!"); print("welcome to swift")
То в это случае их следует разделять точкой с запятой.
Как и в других си-подобных языках в Swift для оформления структурных блоков применяются фигурные скобки. Например:
1
2
3
4
5
class Book { // начало блока класса
func print() { // начало блока функции
print("печать книги")
} // конец блока функции
} // конец блока класса
Комментарии
В Swift можно определять комментарии к исходному коду. Для создания многострочных комментариев применяется конструкция /* текст комментария */:
1
2
3
4
5
/*
Первая программа на Swift
функция печатает строку hello world
*/
print("hello world!")
Для создания однострочных комментариев применяется двойной слеш:
1
2
print("hello world!") // функция печатает строку hello world
print("welcome to swift") // выводит строку welcome to swift
При компиляции программы комментарии не учитываются и служат лишь для напоминания разработчику об узловых моментах исходного кода.