Самое страшное заключается в том, что от данного типа атаки иногда невозможно защититься, особенно от DDoS. Если на сервер поступает слишком много запросов, то он не успевает их обрабатывать, и не все смогут получить доступ к серверу. Представьте себе, если бы все компьютеры планеты одновременно попытались обратиться даже к самому могучему серверу (кластеру из серверов). Ни один канал связи не сможет пропустить такого количества соединений.
Ты спросишь, а как же Google, к которому обращаются каждый день миллионы пользователей, а может и миллиарды. У них не один сервер и даже не один центр данных. У них множество центров, которые расположены в разных странах и запросы пользователя перенаправляют на ближайший. Если попробовать узнать IP адрес сайта google.com, то вы можете увидеть, что DNS может возвращать разные. Таким образом вы не используете только один канал связи, и не используете только один центр данных.
Ping of Dead
Мы уже знаем, что с помощью утилиты ping можно проверить соединение с удаленной системой. Для этого используется ICMP-протокол. Когда сервер получает ICMP-сообщение с кодом Echo Request, то он должен ответить таким же сообщением, с тем же количеством данных.
В некоторых ОС обнаружились ошибки обработки ping-пакетов. Просто программисты, которые реализовывали ICMP-протокол, подразумевали, что пользователи будут использовать его правильно, и не станут посылать слишком большие пакеты. Надежда на добросовестность пользователей обернулась появлением атаки Ping of Dead (Ping смерти). Хакеры формировали такие пакеты, которые сервер обрабатывал неверно и зависал. Наиболее нашумевшая атака вылилась в посылку пакетов размером более 64 Кбайт. Программисты зарезервировали под принимаемые данные только 64 Кбайта, и этого не хватило для приема пакетов. На сервере это может выглядеть как переполнение буфера.
Борьба с такими атаками может быть реализована средствами сетевого экрана. Можно запретить получение ICMP-пакетов с кодом Echo Request и атака Ping of Dead на вашу систему не принесет результата. После этого обновляем ОС.
ICMP Flood
Когда не получается уничтожить сервер интеллектуальными способами, взломщики начинают использовать flood — засыпание сервера ICMP-пакетами. Вот это самый идиотский вид атаки, но легко загружает канал связи. Для его реализации достаточно половины канала штурмуемой системы.
Допустим, что у сервера есть канал связи с пропускной способностью 64 Кбит/c. Вам достаточно половины, чтобы полностью его загрузить. Для этого непрерывно посылаем на сервер ping-запросы с большим размером пакета. Желательно, чтобы в качестве отправителя стоял не ваш адрес, а любой другой. Если вы своими ping-пакетами создадите нагрузку на канал сервера в 32 Кбита/с, то вторая его половина будет занята ответами на несуществующий или чужой адрес.
Защита от этой атаки такая же, как и от Ping of Dead, а именно, запрет ICMP-трафика. Благо этот протокол не очень нужен, особенно входящий из Интернета ICMP-трафик.
TCP SYN
У большинства серверов есть ограничение на количество подключений. В некоторых случаях это связано с используемой технологией, но может быть и лимит, определенный в настройках конкретного сервера.
Из названия атаки можно догадаться, что задача хакера — направить на сервер большое количество TCP-пакетов с установленным флагом SYN. Эти пакеты используются для установки подключения к серверу. Таким образом, достигнув ограничения, сервер больше не будет принимать новые подключения со стороны клиентов.
Спрятаться от подобной атаки собственными силами не так уж и просто. Вам остается только с помощью сетевого экрана ограничить SYN-пакеты, но от этого защита не станет лучше.
Самая лучшая защита должна быть выполнена программистом. Как минимум, он должен реализовывать в своих программах две возможности: настройку ограничения на количество подключений и разрыв неактивных соединений через указанное в конфигурации время. Необходим запрет на установку нескольких подключений с одного и того же IP-адреса.
TCP Flood
Эта атака аналогична ICMP Flood. Если не помогает смекалка, и хакер не может найти уязвимого места, то начинается засыпание сервера бессмысленными TCP-пакетами. Их эффективность иногда даже ниже ICMP-пакетов. Если в случае использования ping-запросов сервер обязан вернуть пакет с такими же данными, то в TCP-протоколе это не обязательно так. Таким образом, канал связи у хакера должен быть идентичным, а то и больше, чем у атакуемой системы.
В случае использования http-протокола можно загрузить сервер даже с маленького канала. Необходимо посылать такие запросы, которые требуют на сервере большой нагрузки Например, если необходимо вывести из строя поисковую систему, можно направить на сервер множество запросов на поиск особо популярных слов. Если серверные сценарии реализованы неэффективно, то обработка такого задания может занять слишком много времени.
Но у TCP-протокола есть преимущество. В большинстве сетей внешний ICMP-трафик нейтрализуется сетевыми экранами, а вот TCP-пакеты обязательно остаются открытым для общедоступных ресурсов, и его блокировать невозможно.
UDP
Ошибки в программах, ориентированных на UDP, наиболее опасны, потому что этот протокол не использует виртуального соединения. По нему пакеты просто отправляются по сети, и нет никаких механизмов проверки достоверности указанных данных. Если при использовании TCP подделать IP-адрес достаточно сложно, то при использовании UDP-протокола это реализуется элементарно.
Благо, UDP-протокол на публичных серверах используется редко, и есть возможность его запретить с помощью сетевого экрана. Если протокол необходим, то защиту может построить только программист, создав на основе UDP хотя бы какую-то проверку подлинности получаемых пакетов.
DDoS
На данный момент можно сказать, что именно за DDoS будущее. Ошибки в программах, которые позволят несколькими пакетами убить сервер, с каждым днем уменьшаются и появляются все реже, потому что программисты теперь больше внимания уделяют безопасности при написании сетевых программ. А вот от DDoS никуда не денешься, и от этой атаки реальной, универсальной и эффективной защиты нет и сложно себе представить.
С другой стороны, реализовать действительно массовую атаку DDoS очень сложно, и большие компании были даже уверены, что это практически невозможно. Даже очень большая группа хакеров на самых быстрых каналах не сможет получить в свое распоряжение такие вычислительные ресурсы, как у серверов yahoo.com, google.com или microsoft.com. Но хакеры находят новые способы. Мало кто из пользователей добровольно отдаст мощность своего компьютера для проведения распределенной атаки на крупные серверы. Чтобы решить эту проблему, хакеры пишут вирусы, которые без разрешения занимаются захватом.
DoS
Если вы уже посещаете списки BugTraq, то должны заметить, что уязвимости, дающие повод для проведения атаки DoS регулярно появляются в различных сетевых программах. К этой категории очень часто относят любые ошибки переполнения буфера, с помощью которых можно сделать сервер недоступным.
Защита от DoS/DDoS
Самая эффективная защита от атак DoS, проводимых через ошибки в программах, — это своевременное обновление этих программ. А вот если хакер направил свои усилия на полное поглощение ресурсов сервера, то в данном случае защититься сложно, но необходимо сделать все возможное, чтобы усложнить задачу злоумышленнику.
Во время пиковой нагрузки необходимо проследить, каких ресурсов не хватает компьютеру. Обратите внимание на следующие компоненты:
- пропускная способность сети;
- пропускная способность сетевого оборудования;
- загрузка процессора;
- нагрузка на жесткий диск;
- загрузка оперативной памяти.
Определите самые узкие места вашей системы, чтобы увеличить производительность. Нет смысла наращивать внешние каналы связи до 100 Мбит/с, если ваша внутренняя сеть работает только на скорости 10 Мбит/с. Это излишняя трата денег, а проблема останется. Хакеру достаточно будет направить на сервер любой трафик, чтобы забить канал в 10 Мбит мусором, и ресурсов вашей внутренней сети не хватит для обработки такого объема данных. Именно поэтому очень важно правильно определить слабое звено в вашей системе.
Настройте сетевые интерфейсы и параметры ОС на максимальную производительность. Это значит, что не должно быть лишних затрат, особенно сетевых. Понизить расходы на обработку сетевых пакетов можно с помощью полного запрета ICMP-трафика.