Большинство фрилансеров работают сразу с несколькими клиентами, часто без заключения трудовых договоров. Это повышает риски наткнуться на тех, кто получит работу и не оплатит ее.
Универсальные способы защиты от недобросовестных клиентов
Есть пять основных способов защититься от неоплаты, которые подходят всем диджитал-фрилансерам: маркетологам, дизайнерам, программистам и так далее.
Берите предоплату. Можно брать 10%, 50%, 100%.
Совет про предоплату — самый распространенный в обсуждениях тематической копирайтерской группы во ВКонтакте «Подслушано. Копирайтинг»
Работайте по договору. Правильно оформленные документы позволят обратиться в суд, если клиент не оплатит работу. Кроме того, недобросовестные заказчики часто сами отказываются от официального сотрудничества.
Работайте по рекомендациям. Можете брать только клиентов, с которыми уже работали другие знакомые вам диджитал-специалисты. Шанс нарваться на неоплату в этом случае стремится к нулю.
Фиксируйте уникальность работы. Вышлите сами себе письмо с результатом вашей работы и не открывайте его. Если начнутся разбирательства, оно поможет доказать авторство.
Обратитесь к гаранту. Найдите третье лицо, которому вы доверяете. Клиент переведет деньги ему, а гарант вышлет их вам после выполнения работы или вернет заказчику, если вы откажетесь от заказа или сорвете сроки. Также можно работать через специальные площадки: например, Kwork или fl.ru — на них есть сервисы безопасных сделок.
Если вас все-таки обманули, можно попробовать вернуть свои деньги. Большинство поступает так:
Пишут хостеру сайта клиента и подтверждают скриншотами, что клиент не оплатил заказ. Есть небольшой шанс, что неоплаченная работа будет удалена с сайта заказчика.
Оставляют негативные отзывы везде, где только можно. Заносят клиента в черные списки в соцсетях.
Пишут в специальные группы, которые помогают вернуть деньги: например, в «Версус. Черный список» или «Черный и белый список инфобизнесменов» во ВКонтакте.
Обращаются в суд. Есть нюанс — обращаться в суд имеет смысл, если вы платите налоги. Если нет, вас самого могут привлечь к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
Как защитить свою работу копирайтеру
Прислать текст скриншотом. Его нельзя будет скопировать и вставить на сайт, а перепечатывать статью слишком долго, нудно, неудобно. Клиент может использовать специальные программы для распознавания текста, но не все заказчики о них знают, не все программы работают корректно.
Делать защищенный PDF. Текст PDF-файла с защитой от копирования и скачивания можно только перепечатать. Не каждый недобросовестный клиент будет заниматься этим, а добросовестные смогут прочитать статью, оплатить ее и получить текст в нормальном документе.
Прислать часть текста. Ее хватит для ознакомления со стилем, подачей, оформлением. Недобросовестный заказчик ничего не сможет сделать с частью статьи, а честный клиент получит полную версию после оплаты.
Работать на биржах. Биржи копирайтинга — например, Etxt.biz — выступают гарантом. Когда клиент оформляет заказ, на его счету блокируется определенная сумма. Он не сможет отказать в принятии работы без весомых причин, а если откажет и опубликует статью, автор может обратиться к модераторам. Деньги со счета заказчика спишут автоматически.
Зафиксировать уникальность текста. На Текст.ру можно зафиксировать уникальность текста, если она составляет 100%. Это может отпугнуть недобросовестных клиентов: фиксация станет весомым аргументом в возможном споре.
Владимир Свиридов рассказал, как фиксация уникальности помогает защититься от мошенников
Если копирайтеров все-таки обманывают, они часто наказывают заказчика двумя способами:
размещают текст на площадках с моментальной индексацией — например, на baby.ru;
оставляют дизлайки или негативные комментарии под опубликованным текстом.
Как защититься SEO-специалисту
Прислать ядро в защищенном файле. Чаще всего собранное семантическое ядро присылают в таблицах. Для защиты можно поместить его в Google Таблицу и запретить экспорт. Клиент не сможет скопировать информацию и создать копию.
Регистрация сайта на себя. Если у клиента нет аккаунтов в Яндекс.Вебмастере, Google Webmasters, Яндекс.Метрике и других полезных сервисах, SEO-специалист может завести свой аккаунт и открыть гостевой доступ для заказчика. Клиенту придется платить, потому что он не сможет сохранить результат работы в случае неоплаты. Это не очень правильно, но помогает защитить свою работу.
Обманутые SEO-специалисты также часто наказывают недобросовестных заказчиков:
сносят важные файлы, настройки, добавляют что-то вредоносное, если остался доступ к сайту;
закупают много дешевых ссылок с нерелевантных площадок, чтобы сайт забанили, если доступа к нему не осталось.
Так обманутые SEO-специалисты и разработчики могут «наказать» недобросовестного клиента
Как защититься специалисту по настройке таргетированной и контекстной рекламы
Работать в своем кабинете. Функциональность многих сервисов позволяет открывать гостевой доступ к аккаунту — например, клиентам. Копирование всех объявлений и настроек займет очень много времени, поэтому недобросовестные клиенты, скорее всего, откажутся от такого формата работы.
Настраивать 1–2 объявления. Можно настроить до полной оплаты только несколько объявлений. Их хватит, чтобы клиент оценил эффективность кампании по числу кликов, конверсии, стоимости лида.
Назвать рекламный бюджет, куда уже включена часть стоимости услуг. Чтобы увидеть хоть какие-то результаты, клиент должен заплатить сервису, который будет показывать объявления. Если специалист работает на своем аккаунте, он может запросить большую сумму рекламного бюджета, чем требуется для тестирования. В случае неоплаты разница останется у него. Это не совсем честный метод.
Если клиент оказался недобросовестным, обманутые специалисты могут:
запустить ботов для скликивания объявлений — клиент потеряет рекламный бюджет, но не получит клиентов;
снести настройки рекламной кампании или изменить их так, чтобы заказчик потерял деньги, если остался доступ в аккаунт.
Как защититься дизайнеру
Прислать макет в низком качестве. Клиент сможет посмотреть его и оценить качество работы, но работать с ним дальше нельзя: при распечатке или использовании на сайте изображение будет пиксельным. Даже если заказчик не заплатит, он не сможет использовать результат работы.
Накладывать вотермарки на макет. Вотермарки или водяные знаки затрудняют использование изображения без оплаты. Их можно убрать в Photoshop, но в большинстве случаев клиенты не умеют это делать. Если заказчик окажется недобросовестным, ему придется обращаться к другому специалисту, чтобы снять вотермарки, или все-таки оплатить работу дизайнеру.
Рассказ о мошеннике на 3ddd: вотермарки — хороший способ «отсеять» мошенников
Как защититься разработчику
Выполнять работу по частям. Разработка сайта — сложный, долгий процесс, поэтому разработчики редко работают по постоплате. Чаще оплату разбивают на несколько этапов. Если клиент откажется платить, он получит только незначительную часть работ.
Показать результат на своем хостинге. Если проект небольшой и сравнительно легкий, разработчик может показать результат сначала на своем хостинге. Заказчик не сможет скопировать его самостоятельно — для этого нужны хотя бы знания кода. Также можно показать результат на видео или через какие-либо сервисы, которые не позволят скопировать результат.
Комментарий на Тостере: так можно защититься от недобросовестного клиента при верстке
Если клиент не заплатил за работу, обманутые разработчики:
вешают баннер на главной странице с информацией о том, что клиент не оплатил разработку — если остался доступ к сайту или с помощью кода;
удаляют сайт полностью, если остался доступ к аккаунту клиента;
атакуют сайт или другим способом делают так, чтобы он не работал.
У разработчиков много места для маневра: об этом говорят на «Ответы Mail.ru»
А какие способы защиты от недобросовестных клиентов знаете вы? Напишите в комментариях.